Многие родители приуменьшают значение рисования в жизни ребёнка. Кто-то накупит фломастеров или карандашей – лишь бы было, а кто-то вообще игнорирует этот аспект, из-за чего ребенок лишается очень много.
Часто родитель маленького ребенка смотрит на рисунки и видит пустоту, точнее не пустоту, а какую-то бессмысленную, непонятную форму, каракули, хаотичные или схематичные линии. А ведь там очень глубокое содержание, правда не сразу очевидное и порой недоступное взрослому уму.
В кляксе, в пятне, в кривой линии может скрываться целая вселенная. Внутренний и внешний мир ребенка сливается в замысловатую форму на листе бумаги, ну либо на обоях или мебели, что может сильно огорчить родителя, из-за чего ему захочется наказать свое чадо за акт вандализма. Порой такой эмоциональный порыв со стороны взрослого, может уничтожить потенциал «художника», психологически травмировать его. Понимающий родитель уже готов к тому, что с появлением ребенка все окружающее станет полем его экспериментов. Поэтому стоит относится к порче предметов философски и спокойно. Ребенок не понимает язык криков. И вообще кто-нибудь что-то таким языком доказывал?
«Я художник — я так вижу мир»
Со временем рисунки ребенка будут усложняться и приобретать более правильную, очевидную, гармоничную форму, но в них также останутся эмоции, переживания, особенности восприятия бытия. В работах все важно, линии, цвета, нажимы, штриховка, персонажи, которые многое могут рассказать о ребенке. Например, любимые проективные методики детских психологов: «дом, дерево, человек» или «рисунок семьи», говорят о психологическом и социальном благополучии ребенка. На рисунке может отсутствовать папа или мама, или кто-то находиться в стороне, какие-то детали буду выделены сильнее, какие-то слабее, что будет указывать на особую важность и скрытые переживания. Всмотритесь в рисунки, и вы увидите «за кулису».
Тема рисования очень многогранна. Представьте урок рисования, как оценивает учитель рисунок ученика, и как вообще его можно оценить, на 2, 3, 4 или 5? Это глубокий философский вопрос, ведь каждая работа уникальна и своеобразна. Могут быть ли быть здесь такие категории, как «хорошо» или «плохо»?
«Рисунок может быть плохим?…»
Через рисование ребёнок всесторонне развивается. Он раскрывает не только творческий потенциал, но и развивается его мышление, воображение, внимание, память и мелкая моторика. Рисование – это еще и эмоциональный процесс. Ребенок получает позитивные эмоции или разряжает в рисунке негативные переживания. Он трансформирует психическую и ментальную сферу в материальный продукт.
Не всегда стоит понимать содержание рисунка буквально. Например, если рисунок черного цвета – это не значит, что у ребенка депрессия, нужно разбираться, может у него не было просто-напросто других карандашей, или он не успел раскрасить свою работу. Очень полезным бывает расспросить родителю о сюжете рисунка, при этом не критикуя ее. Если солнце зеленое, то спросить почему, вместо назидательного, мол солнце должно быть только желтым и никак иначе. Родители, освободите место для парадоксов – иногда для взрослых это бывает полезно. Чтобы получить более развёрнутую и глубокую оценку рисунка, можно обратиться за помощью к специалисту, а именно к детскому психологу.
«Я, мама и папа..»
Учёные заметили, что по содержанию (сюжету) рисунка можно понять пол ребенка. Чаще всего девочки изображают в своих рисунках очень много мелких деталей, они рисуют, к примеру, принцесс, зверей, а у мальчиков же получаются динамичные рисунки – это техника, баталии и т.д. Рисунки девочек более эмоционально насыщены (выразительность, образность), когда как у мальчиков, в силу специфического пространственного воображения, преобладают деятельная сторона жизни.
А вы изучаете рисунки своих детей, пишите в комментариях?