Учительница по музыке говорила перед выступлением: «Если ошибешься, продолжай играть, как будто никакой ошибки не было». Танцор скажет: «Споткнулся, подвернул ногу. Умри, но танцуй до конца!». То же и у актера: «Оплошал? Продолжай! Есть много возможностей, используй контекст».
Зачем они это делают: продолжают, после того как сбились, когда уже не идеально и впечатление испорчено, и внимание зрителя потеряно? Не лучше ли сразу все прекратить и уйти со сцены?
Странно было бы, если бы так – уход, убегание — происходило на сцене как норма. Бывает, конечно, но это исключение. В таком случае мы понимаем, что у человека не хватает характера, готовности встретиться с проигрышем и трудностями. Но в жизни люди легко уходят со сцены, лишь бы не сталкиваться с тем, что вызывает стыд.
В юности мне рассказали историю про влюбленную пару, в которой произошло расставание по причине того, что однажды девушка описалась на свидании. Долго терпела и описалась. Инициатором разрыва выступила девушка – было стыдно за происшедшее. Парень какое-то время надеялся восстановить отношения, но вскоре оставил надежды и начал строить отношения с другой девушкой.
Еще чаще люди не уходят, но пытаются исправить положение, переживая комплекс негативных эмоций с испуганным лицом и дрожащими руками. Например, случилась неловкая ситуация, от одного воспоминания о ней выступает холодный пот. Участники уже и забыли о ней, а если и помнят, то им все равно, что кто-то там повел себя некрасиво или был смешон и неловок. А автор пытается или оправдаться, или, чувствуя неловкость и стыд, спрятаться или, наоборот, компенсировать негативное впечатление ненужной активностью. Отношения от этого лучше не становятся, получается замкнутый круг.
Хотя прошлое изменить не возможно, для глубинных пластов нашей психики нет прошлого, как и будущего. Важно то, что происходит сейчас в данный момент. То же справедливо и для восприятия нами других людей. Значит ли это, что мы можем полностью игнорировать контекст? Скорее всего, нет. Это было бы похоже на то, как сбившись во время выступления, мы бы рассчитывали получить первый приз. Невозможно также быстро восстановить отношения, если сильно накосячить, даже если раскаяние сильное. В ряде случаев только правильные действия в течение длительного времени способны изменить отношение к вам. Поэтому, когда слышите фразу «Продолжай, как будто ошибки не было», то это про то, что нужно держать СОСТОЯНИЕ, а не про то, что ошибку можно не замечать.
Но иногда сам факт ошибки может сыграть нам на руку. Это как в притче о блудном сыне: можно получить больше внимания, интереса, любви, если ошибка была, и мы ее исправили. Нельзя однако рассчитывать на долговременный эффект от этого феномена, точно также как и повторение той же самой ошибки с ее последующим исправлением вызовет обратный эффект.
Из этого есть несколько простых рекомендаций:
· Не нужно в себе поддерживать и развивать чувство вины и стыда, тем более, действовать из этих эмоций. Эти чувства нам нужны, чтобы понять, проанализировать ситуацию, найти свои неправильные действия и исправить. Оставьте прошлое прошлому.
· Представьте, как вы себя чувствуете, ощущаете, каким себя видите, когда хватает смелости и апломба, продолжать действовать, не смотря на ошибку, легко и уверенно.
· Представьте, как вы принимаете все последствия совершенной ошибки и изменения отношения со стороны людей, и с учетом этого действуете честно, красиво, смело и открыто.
· Обращайтесь за помощью. Когда мы рассказываем о том, что нас тревожит и вызывает стыд, сила этих эмоций угасает.
Уверенности и легкости самовыражения Вам!